История успеха Яндекс: История успеха Yandex: от незаметного стартапа до гиганта интернет-бизнеса

Команда Yandex словно воплотила на своём примере утопию о счастливом будущем. На сегодняшний день в компании около 2 тысяч сотрудников, средний возраст которых примерно 29 лет. Это поколение, уже не представляющее себе жизни без Yandex. Им кажется, что он был всегда. Только один отдел может занимать несколько этажей. Руководство Яндекса заботится о том, чтобы их сотрудники были всем довольны и не думали перебежать куда-то ещё. Им оплачивается медстраховка, мобильная связь, покупки необходимой для работы литературы. И даже компенсируются затраты на питание!

Для штата удалённых сотрудников оплачивается доступ в интернет. В офисах во время рабочих перерывов сотрудники могут отдохнуть со всем комфортом – покачиваясь в удобном гамаке или занявшись в свободное время игрой на ударных инструментах. В общем, рай, а не работа. Что и не удивительно, — ведь аналогов Яндекс на сегодня нет не только в русскоязычном интернете, но и на зарубежных просторах. Из малозаметного стартапа компания вышла в гиганты интернет-пространства с миллиардными оборотами, а один из её основателей, Аркадий Волож, занимает 85-е место в списке самых богатых людей России и является миллиардером. В 2017 году его состояние исчислялось в 110 миллионов долларов.

Единственным соперником на интернет-рынке для Яндекса является ещё один непревзойдённый гигант – Google. Все остальные уже давно отступили и на сегодняшний день Яндекс однозначно является самым популярным интернет-порталом русскоязычного интернета. Поисковая система портала осуществляет более шести миллиардов поисковых запросов в месяц, анализируя огромный объём информации. Причем на сегодня Яндекс функционирует не только на российском, но и на зарубежном интернет-пространстве многих стран. Символом компании стал слоган «Найдётся всё!». И это действительно так. Уже 3-е десятилетие, начиная с 1993 года, Яндекс помогает осуществлять бизнес в интернете огромному количеству компаний и частных лиц, а также удовлетворяет бесчисленные информационные запросы пользователей интернета.

История успеха: начало

А началось всё с того, что в далёком и еще «до интернетовском» 1987 году один из основателей Яндекса Аркадий Волож начал заниматься вопросами поиска информации по патентной базе. Илья Сегалович – второй партнёр знаменитого тандема, а ныне технический директор компании, подключится позже. Через два года, в 1989 году, Волож создаёт вместе со своим партнёром-американцем CompTek – компанию, поставлявшую в Россию из-за рубежа персональные компьютеры.

С 1990 года Волож начал разрабатывать программное обеспечение для поиска информации в интернете. Поиск конечно же существовал и до этого, лидерами в этой сфере был Rambler, Yahoo. В те годы вся информация в рунете исчислялась несколькими гигабайтами и могла уместиться на одной флешке. Так что поисковых возможностей этих систем вполне хватало.

Илья Сегалович и Аркадий Волож

Однако поисковые системы были несовершенны. Они основывались на зарубежной морфологии, в основном английского языка, в котором слова не склоняются. К тому же поиск не воспринимал более 1-2 слов. Поэтому искать было достаточно затруднительно. Ведь поисковые роботы не воспринимали связанные словосочетания, не учитывали падежные окончания слов.

Эксклюзивным новаторством Яндекса было то, что его создатели впервые стали использовать морфологический поиск, то есть поиск с учётом падежных окончаний и изменяемости слов русского языка.

Любопытно и то, что в поисковой системы был использован принцип Библии. В Библии существуют множественные ссылки на каждое слово. Точно по такому же принципу была настроена поисковая система Яндекса. Достаточно пользователю ввести в поисковую строку словосочетание из 2-3 слов, и работы-поисковики прошерстят огромное количество сайтов и выдадут в поисковой выдаче предложения, в которых встречаются именно эти словосочетания.

Аркадий Волож

Первые программные версии основывались на базе словаря Зализняка. Электронная версия этого словаря в дальнейшем стала основой для многих компьютерных программ, работающих с русским языком.

Позже для поиска разработают механизм генерации гипотез. В результате Яндекс находит такие формы названий и неологизмов, которых нет в словаре, но которые изменяются по общим правилам.

В результате возник уникальный сервис, идеально подходящий для русскоязычного интернета, способный перерабатывать огромное количество информации и выдавать нужные сайты по запросам пользователей.

Сервис был назван Яндекс – производное от слова индекс (англ. index). Имелась в виду индексация страниц. Название ресурсу дал Илья Сегалович в 1993 году.

В 1997 году появилась интернет страница yandex.ru. Помимо других возможностей, эта страница предлагает своим пользователям удобную почту. Изначально основатели Яндекса собирались продать сервис лидерам тогдашнего интернета за 15 тысяч долларов. Предлагали Яндекс в том числе и Рамблеру. Но на тот момент никто на такую покупку не согласился – никто еще не понимал тех возможностей, на которые была способна эта поисковая система. И поэтому, не найдя покупателей, Волож и Сегалович решили запустить новый поиск самостоятельно. Эта счастливая случайность и открыла им путь к успеху и большим деньгам.

Любопытно, что на тот момент еще никто не мог предсказать, насколько успешным станет этот сервис. Яндекс был типичной инновационной венчурной компанией, то есть в него были вложены деньги без залога, под ожидаемую прибыль. А будет ли эта прибыль или нет, прогнозировать никто не мог. Благо, на тот момент компания Аркадия Воложа CompTek смогла вложить часть денег на развитие Яндекса. И вскоре это окупило себя сторицей.

Яндекс: успех и развитие

23 сентября 1997 года машина поиска Яндекс была официально представлена на выставке Softboll. На тот момент она могла обеспечить столь эксклюзивные на тот период функции, как проверка уникальности текстов, поиск по точным словоформам и оценку релевантности, то есть оценку того, насколько ответ соответствует запросу. Через пару месяцев был реализован естественно-языковой запрос. Это значит, что если лет 15 назад пользователям нужно было выражать запросы в телеграфном стиле, то сейчас в интернете с роботами-поисковиками можно общаться, как с людьми, задавая им обычные вопросы, типа «где купить телевизор» и получать нужные ответы на свой вопрос.

Яндекс постоянно совершенствуется и развивается. Через год пользователи уже могли сортировать результаты поисковой выдачи по дате последнего изменения, искать в определённом диапазоне времени и даже найти «похожий документ». 1999 год – время бурного роста Рунета в целом. Вместе с ним развивался и Яндекс, оптимизируя и ускоряя просмотр сайтов.

Яндекс отделяется от CompTek и становится самостоятельной компанией. В это время появляются множество инвесторов, крайне заинтересованных возможностями интернета и готовых вкладывать деньги в новое направление бизнеса. Как рассказывает Сегалович, тогда богатые «дядечки» просто бегали от стартапа к стартапу, хватали предпринимателей за руки с вопросом, куда им вложить деньги. И речь шла не о копейках, а о действительно серьёзных капиталовложениях. В своё время стать совладельцем столь быстро развивающегося Яндекса пожелал и Юрий Мильнер, сегодняшний хозяин Mail.ru. Но вскоре основатели Яндекса прекратили сотрудничество с ним и начали отстаивать независимость компании.

Контекстная реклама – великий двигатель прогресса

Вскоре Яндекс догнал и перегнал Рамблер и Апорт, бывших когда-то лидерами поискового рынка. И, наконец, пришёл черёд «великого двигателя прогресса» — контекстной рекламы. Это была реклама, которую Яндекс предложил бизнесу для рекламы их сайтов и товаров.

Контекстная реклама представляет собой рекламное объявление, которое за оплату выводится пользователю в ответ на его поисковый запрос наряду с остальными сайтами поисковой выдачи. Эти объявления идут вверху, внизу и справа от обычных ссылок на сайты с обозначением «реклама». Контекстная реклама позволяет пользователю быстро найти покупателей своих товаров и, соответственно, развивать бизнес в интернете.

«Яндекс.Директ» — сервис настройки контекстной рекламы был запущен в 2001 году. К этому времени другие поисковики также внедряли этот вид рекламы. Но старт Яндекса в этом направлении оказался настолько успешен, что позволил уже в следующем году вдвое увеличить ежемесячную выручку. Прибыль составила 400 тысяч долларов. В 2002 году Яндекс первым из российских интернет-компаний становится самоокупаемым и выплачивает инвесторам 100 000 долларов дивидендов.

С момента внедрения контекстной рекламы Яндекс достигает апогея успеха и прибыли – ведь бизнес, стремясь занять свои позиции в интернете и прорекламировать свои товары и услуги небывало огромной аудитории, насчитывающей миллионы пользователей, вкладывает в контекстную рекламу очень серьёзные деньги. С 2005 по 2008 год прибыль Яндекса возрастает с 35 миллионов долларов до 300 миллионов. И более 80% этой прибыли идёт за счет контекстной рекламы. В 2010 году доля «Яндекс.Директ» на рынке контекстной рекламы доходит до 80%.

Соперничество между Yandex и Google: кто кого?

Google – поисковая система мирового масштаба, лидирующая во многих странах, в том числе и в Украине. Отметив стремительный расцвет Яндекса, Гугл предложил основателям поисковой системы выкупить компанию. Однако, предложенные деньги были им уже не интересны. Ведь Яндекс уже давно стал их детищем, в развитие которого было вложено столько сил и азарта, что отказаться от него было уже просто невозможно.

Сейчас Яндекс вполне успешно отстаивает свою долю рынка, успешно конкурируя с Гугл. Это единственный соперник, с которым Яндексу приходится отстаивать себя. Прочие поисковые системы остались далеко позади.

На сегодняшний день Яндекс предлагает своим пользователям всё новые ресурсы. Помимо стандартных, таких как Яндекс-почта и прочих, на Яндексе можно искать работу, развлекаться на различных развлекательных сервисах и даже узнать, как объехать пробки. Яндекс уже давно далеко не только собственность русскоязычного рунета. Он вполне успешно развивается в зарубежном интернете и все больше пользователей других стран используют Яндекс в качестве поисковой системы. В том числе и ближнее зарубежье. К примеру, Яндекс в Украине долгое время являлся второй по популярности поисковой системой после Гугла. Доля его использования в Украине в сравнении с Гуглом была 60 (Google) на 40%, до тех пор, пока Яндекс не был закрыт в результате правительственных санкций.

Такова история одной из наиболее инновационных интернет-компаний нашего времени, история успеха которой открывает всё новые возможности перед интернет-пользователями и делает нашу жизнь более интересной и насыщенной, открывая перед нами яркие возможности интернета.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели